Проведение судебной трасологической экспертизы

Трасология представляет собой учение о следах, под которыми подразумеваются любые изменения окружающей среды, возникшие в результате совершения в ней преступления. Трасология является одним из центральных разделов криминалистики. Объектами изучения трасологии являются следы, которые классифицируются на три большие группы: следы человека (антропоскопия), следы орудий и инструментов (механоскопия), следы транспортных средств.

Разделом трасологии является дактилоскопия – наука, изучающая строение уникальных узоров кожи внутренних поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук и ладоней (папиллярных линий).

Трасологическая экспертиза – один из наиболее распространенных видов криминалистической экспертизы. Значение следов для судебной трасологической экспертизы чрезвычайно важно, поскольку позволяет установить факты, имеющие отношение к преступлению, в частности, сведения об орудии преступления и совершившем его субъекте. Папиллярные линии пальцев рук в этом отношении наиболее информативны, поскольку позволяют безошибочно идентифицировать личность преступника, имея индивидуальное своеобразие.

vСледы, оставленные транспортным средством, позволяют определить вид транспортного средства, его марку, направление движения. Объектом исследования в этом случае могут также являться отделившиеся детали (частицы краски, осколки стекол и т. д.). В отношении механоскопических следов можно установить механизм взлома, вид использованного орудия, количество и примерные физические параметры преступников, наличие навыка обращения с инструментом.

Проведение трасологической экспертизы требует наличия специальных знаний и навыков.

Судебная трасологическая экспертиза решает 2 рода задач:  идентификационная (установление объекта или субъекта-владельца следа), диагностическая (определение механизма образования следа). В процессе проведения трасологической экспертизы осуществляется выезд на место происшествия и сбор необходимых для исследования материалов.

Решаемые с помощью трасологической экспертизы вопросы:

А. Анализ следов обуви:

1. каким видом обуви оставлены данные следы;

2. какова модель и размер обуви;

3. определение роста владельца данной обуви;

4. установление механизма возникновения следов (в результате ходьбы, бега, ударах ногой и т. д.);

5. каковы анатомические особенности субъекта, влияющие на следы ног;

6. сравнение следов ног (обуви) со следами с других мест происшествий в целях установления, могли ли они принадлежать одному и тому же субъекту;

7. принадлежность следов обуви конкретному лицу, у которого она изъята;

8. имело ли место отображение внешних признаков чулок или носков, изъятых у конкретного лица, в следах ног;

9. степень соответствия элементов оставленной на месте преступления дорожки следов экспериментальной дорожке следов, оставленной данным субъектом;

 

Б. Анализ следов зубов:

1. являются ли оставленные следы отпечатками зубов человека, животного или имеют иное происхождение;

2. каковы анатомические и другие характеристики оставившего следы зубного аппарата;

3. установление механизма образования данных следов;

4. принадлежат ли оставленные следы конкретному субъекту;

 

В. Анализ следов орудий и инструментов взлома:

1. содержит ли поверхность объекта следы, подтверждающие воздействие на него посторонним предметом;

2. какой характер носит повреждение данного объекта (разлом, отжим, сверление);

3. установление механизма образования следов;

4. установление видовой принадлежности оставившего следы орудия, его свойств и основных характеристик;

5. количество орудий, нанесших следы;

6. определение принадлежности данного орудия к следам, оставленных на нескольких объектах;

7. не является ли представленное на экспертизу орудие объектом воздействия, оставившим данные следы;

 

Г. Анализ следов транспортных средств:

1. каким типом и маркой транспортного средства оставлены данные следы, какими его частями;

2. количество транспортных средств, оставивших следы;

3. направление движения транспортного средства;

4. установление механизма образования следов;

5. принадлежность следов данному транспортному средству;

6. принадлежность найденных деталей, фрагментов данному транспортному средству;

7. схема взаиморасположения транспортного средства относительно других объектов;

 

Д. Анализ замков и запирающих устройств:

1. исправность замкового механизма, определение причины неисправности в случае ее обнаружения и степень ее влияния на охранные свойства замка;

2. содержат ли детали замкового механизма оставленные посторонним предметом следы, а также механизм образования этих следов (использование дубликата ключа или отмычки);

3. имело ли место и вероятно ли воздействие на замок данным ключом, отмычкой, предметом;

4. в каком положении находился замок (заперт, открыт) при нанесении повреждений;

5. каков способ повреждения и вскрытия замка;

6. каким видом орудия произведено механическое воздействие на замок;

7. сравнение способов и орудий взлома нескольких замков;

8. имеет ли отношение представленное орудие, инструмент, предмет к оставленным на замке следам;

 

Е. Анализ запорно-пломбировочных установок (ЗПУ) и пломб:

1. имело ли место вскрытие пломбы (ЗПУ), в случае подтверждения – каким способом оно было осуществлено;

2. имело ли место сокрытие факта распломбировки путем повторного навешивания пломбы;

3. определение содержания цифро-буквенных оттисков на пломбе;

4. имел ли место обжим пломбы представленными пломбировочными тисками;

5. были ли использованы представленные инструменты для вскрытия пломбы (ЗПУ).

 

 

 

 
Copyright © Альфа Проект 2012 -