Проведение судебно бухгалтерской экспертизы

Судебно-бухгалтерская экспертиза – это исследование, в ходе которого определяется объективная информация о финансово-хозяйственной деятельности предприятия или определенного лица. Таким образом решаются споры, связанные с хозяйственных вопросами, проясняются обстоятельства, важные для правоохранительных органов.

Проведение бухгалтерской экспертизы может быть назначено следственными органами или судом. В область внимания эксперта попадают, прежде всего, хозяйственные операции, отраженные в бухгалтерской документации и учетных регистрах. Целью такого исследования является получение ответов на вопросы, связанные с предметом разбирательство в гражданском или уголовном делопроизводстве.

Существует несколько видов проводимых экспертиз. Первичная и повторная проверки отличаются по времени проведения экспертиз. Комиссионная бухгалтерская экспертиза выполняется при участии нескольких специалистов, а комплексная проверка проводится совместно с другими видами экспертиз.

Однако, независимо от типа предстоящей проверки, во всех случаях следует обращаться к помощи профессиональных экспертов.

Конечно, каждый опытный бухгалтер мог бы назвать себя экспертом в области бухгалтерского учета и налогов. Однако, это не совсем правильно. Для того, чтобы стать специалистом необходимо соответствующее судебное образование. Бухгалтерская экспертиза обладает повышенной сложностью. Для участия в судебном процессе или при оказании помощи следственным органам мало быть простым бухгалтером со стажем. Для работы с судебной системе привлекаются только эксперты, способные оказать грамотную помощь в уяснении вопросов, связанных с бухгалтерским учетом и соответствующей отчетностью.

ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ:

1. Из каких источников финансируются инвестиционные программы, как это отражено в бухгалтерском учете, какой договор отражает порядок перечисления средств?

2. Соответствуют ли размеры денежных сумм на счетах, предназначенных для выполнения обязательств перед вкладчиками, тем данным, которые указанны в первичной документации? Каким образом может повлиять несоответствие, если оно имеется, на сумму произведенных расходов?

3. Каков размер привлеченных на счет предприятия средств? Соответствуют ли результаты синтетического учета и отчетности данным первичных документов по оприходованию денежных средств? На какую сумму допущены различия в показаниях?

4. Соответствуют ли записи об оприходовании денежных средств вкладчиков, данным, указанным в первичной документации? Каким образом выявленное несоответствие повлияло на сумму оприходованных денежных средств?

5. Соблюдались ли Правила ведения бухгалтерского учета при оформлении операций по расходованию денежных средств со счетов организации?

6. Соблюдались ли существующие правила при оформлении отчетные документы по привлечению и выплате денежных средств? Каким нормативным актам противоречат выявленные в ходе экспертизы нарушения?

7. Соблюдался ли существующий порядок ведения бухгалтерского учета при проведении хозяйственных операций? Какие документы свидетельствуют об этом?

8. В какой мере постановка учета и отчетности в организации соответствует Правилам ведения бухгалтерского учета? Какие из нарушенных правил могут быть исправлены? Насколько эффективно обеспечен контроль над движением материальных ценностей и денежных средств?

9. Соответствует ли постановка бухгалтерского учета существующим нормам, и в какой мере записи в документах соответствуют действительности?

10. В какой мере оформление конкретно взятого движения средств соответствует Правилам ведения бухучета? Какие реквизиты у этого денежного перевода?

11. Правильно ли оформлены операций по расходованию денежных средств со счетов организации? Насколько они соответствуют Правилам?

12. Имеют ли место какие-либо несоответствия в постановке учета материальных ценностей и денежных средств? Какие конкретно расхождения с правилами удалось выявить, чем они вызваны?

13. Отражены ли соответствующим образом все проводимые финансовые операции?

14. Что послужило причиной сокрытия объектов налогообложения и уклонения от уплаты налогов? Были это несоответствия бухгалтерского учета, налогового законодательства или и те и другие?

15. Соответствующим ли образом отражены ли в бухгалтерских документах компании финансовые поступления?

16. Израсходованы ли перечисленные денежные средства в соответствии с их целевым назначением? Каким образом это отражено в бухгалтерском учете, соответствует ли запись Правилам ведения бухучета?

17. Оприходованы ли должным образом товарно-материальные ценности, поступившие в распоряжение организации? Соответствуют ли записи в документации, касающиеся этих средств Правилам ведения бухгалтерского учета?

18. Соответствует ли Правилам ведения бухучета документальное оформление перечисления сумм на счет организации? Каков размер поступлений, банк, номер счета и дата совершения операции?

19. Соответствует ли действующим Правилам постановка на учет определенных товарно-материальных ценностей? Если имеются какие-либо отклонения, то каким образом они повлияли на образование недостачи? Насколько эффективна действующая система ведения документации, способна ли она обеспечивать контроль над поступлением и движением материальных и денежных средств?

20. Какие денежные средства не поступили на расчетный счет предприятия, хотя были указаны в книге оперативного («чернового») учета?

21. Какие из представленных эксперту документов являются регистрами, содержащими учетные записи? Входят ли они в перечень документации официального учета? Какие расхождения обнаружены при сопоставлении аналогичных записей в «черновых» документах предприятия и официальных данных, отраженных в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности?

22. Каким образом повлияет информация о финансовых расходах, полученная путем допросов, на зарегистрированную в учете задолженность подотчетных лиц? Какие из найденных документов свидетельствую о проведенных операциях с денежными средствами и о состоянии счета предприятия на момент проверки?

23. Какова сумма получаемого организацией дохода за определенный период?

24. Какой размер составила сумма затрат в организации, после получения доходов?

25. Имеются ли у организации долговые задолженности? Была ли возможность своевременного погашения кредита?

26. Какова динамика кредиторской и дебиторской задолженности предприятия за определенный период?

Организации, частные предприниматели физические лица совершаю огромное количество сделок, поэтому вопросы, которые ставятся перед экспертом-бухгалтером, могут быть самыми различными, зависеть от направления деятельности и особых условий. Обязательно документации подлежит деятельность складских и торговых помещений. Помимо прочих вопросов, которые перечислены выше, эксперт при анализе бухгалтерской документации уделяет внимание ряду специфических вопросов. В частности перед экспертом ставятся вопросы:

1. Отражена ли в учете склада информация о поступивших материальных ценностях? В каких документах это зафиксировано?

2. Соответствуют ли данные складского учета соответствующим данным бухгалтерского учета предприятия?

3. Имеет ли место недостача материальных ценностей на складе предприятия на момент проведения экспертизы?

4. Какие изменения в результатах взаиморасчетов фирмы произойдут, если учесть поставки материалов, указанные в накладных? К каким экономическим последствиям привело изъятия из оборота фирмы ценностей?

5. Имеется ли задолженность перед поставщиками? Какими документами она подтверждается, каков размер долга?

6. Насколько велик размер недостачи товарно-материальных ценностей по документальным данным, в том числе по материалам следствия?

7. Имеются ли документально зафиксированная информация о размере недостачи денежных средств в кассе предприятия? Послужило ли причиной ее образования неэффективное использование полученных в банке денежных средств или необоснованное завышения сумм, указанных в кассовых ордерах расходов?

8. Соответствует ли организация постановки учета на предприятии порядку, предусмотренному для законных операций с товарно-материальными ценностями? Как повлияла несоответствие нормам?

9. Соблюдались в работе бухгалтерии требования действующих нормативных актов при оформлении документации по реализации товаров?

10. Какие нарушения были выявлены в ходе экспертизы документов по учету реализованной продукции? Оформлялись ли должным образом расчетные операции и контроль над наличными денежными средствами?

11. Были ли при реализации товаров надлежащим образом соблюдены все действующие требования нормативных документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета? Какие нарушения нормативных актов зафиксированы, и кто виновен в несоблюдении установленных законом правил?

12. Каким образом изменится реализация товаров, ее объем и условия, если будут применены данные записей, содержащихся в неофициальном учете? Где обнаружены подобные записи?

 

 

 

 
Copyright © Альфа Проект 2012 -